«Уральский рабочий»

Декабристы разбудили Герцена, а теперь — и музкомедию…

На днях в Екатеринбурге покажут мюзикл о героях восстания 1825 года Юлия ГОЛЬДЕНБЕРГ, 08.12.2016

14, 15 декабря и 25 января Свердловской театр музкомедии представит публике мировую (!) премьеру мюзикла в двух действиях «Декабристы». Автор идеи и пьесы Карина Шебелян, стихотворные тексты написала Алина Байбанова. Музыку — композитор Евгений Загот. Главный режиссер мюзикла Кирилл Стрежнев, ему, как всегда, активно помогали единомышленники: главный дирижер театра Борис Нодельман, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, хореограф Сергей Смирнов, хормейстер Светлана Асуева, художник по свету Иван Виноградов, звукорежиссер — Сергей Мещеряков.

За два столетия, минувших с момента восстания на Сенатской площади, термин «декабристы» почти забронзовел. В советское время легендарные дворяне, ставшие прототипами множества литературных, музыкальных и художественных произведений, воспринимались нами как герои исключительно положительные, революционеры и страдальцы за народ. Впоследствии, в перестройку, приобретя навыки стереоскопического взгляда на вещи, мы осознали, что эти самые революционеры пытались подорвать государственные устои и, по сути, готовы были к насилию.

Но театр на то и театр. Зритель идет туда не за тем, чтобы узнать хронологию событий на Сенатской площади, и не за объективной исторической оценкой событий. Об этом с успехом можно узнать из школьного учебника и книг. Театр не ставит целью дублировать действия учреждений образования. Театр, по словам Кирилла Стрежнева, это организм, обращенный в первую очередь к душе человека, к исследованию психологии, мотивов поступков отдельных личностей. В мюзикле, по словам авторов, нет положительных и отрицательных персонажей. У каждого из них своя правда и свой интерес. Хотя цель у всех одна, и очень благородная. Каждый из участников этой истории хотел сделать жизнь людей лучше. Другое дело, что из этого вышло. Как и почему — об этом пытаются размышлять создатели спектакля.

— Стоит задуматься, прав ли был Каховский, полагавший, что Россию можно спасти и сделать великой, казнив кучу человек, — размышляет Кирилл Стрежнев. — Парадокс — мы не нашли ни одного письма, в котором кто-то бросил бы камень в Трубецкого, несмотря на его чудовищный поступок: будучи избранным вожаком восстания, он просто не явился на Сенатскую площадь. «Изгоем» стал Каховский, застреливший Милорадовича. Подобных парадоксов в этой истории множество. Если мы заставим людей размышлять, это здорово.

Карина Шебелян признается, что увлеклась темой декабристов в 2008 году. Читала все подряд, консультировалась с историками, сидела в архивах. История тайных обществ, конфликты между участниками, невероятная развязка событий заворожили ее. Она загорелась идеей рассказать о тех давних событиях современным языком. По признанию Карины, прежде чем она услышала «да» от Свердловской музкомедии, ей пришлось услышать многочисленные «нет»: дескать, это мужская история, это неинтересно современному зрителю, все это известно еще со школы… Пока наконец идеей не загорелся композитор Евгений Загот, а потом уже и Кирилл Стрежнев. Другая сложность, по словам Карины, состояла в выборе героев. Оказалось, что достойных людей, так или иначе связанных с событиями 1825 года, слишком много. В какой-то момент она решила, что героями станут те, кто принимал участие непосредственно в восстании и, увы, был среди казненных. Так, главными действующими лицами мюзикла оказались Рылеев, Каховский, Пестель. И, конечно, Трубецкой. Тот самый, не вышедший на Сенатскую. Сложный, сомневающийся и неоднозначный. Участник войны 1812 года, блестящий офицер, аристократ, близкий царской фамилии, счастливый муж и …организатор первого Тайного общества.

Работа над подобными темами неизбежно связана с открытиями, которые во времена штудирования школьных учебников были невозможны по определению. Явно таким открытием для создателей спектакля, а за ними — и для многих зрителей — станет история любви Каховского. Разночинец, бывший по статусу ниже всех остальных декабристов, он приехал в Петербург и влюбился без памяти в Софи Салтыкову, первую придворную красавицу. Та жила между Парижем и Петербургом, с Каховским отчаянно флиртовала, но замуж вышла за Дельвига. Каховский возненавидел мир из-за своей неудавшейся любви. Эта история — не художественный вымысел авторов, а — результат их исторических изысканий.

Еще одна любовная история — мезальянс Рылеева и Натали. Романтик, поэт, общественный деятель и эгоцентрик Рылеев женился на простушке. Свет над ним смеялся. Однако если почитать их переписку — она писала ему в Петропавловскую крепость, где он отбывал наказание, станет ясно, что это настоящая любовь, которой можно только позавидовать. Третья любовная история — безоблачное счастье Трубецких — Екатерины и Сергея. Екатерина, кстати, ничего не знала об участии мужа в тайном обществе. Ему удавалось это скрывать... Есть еще одна линия любви — материнской: Марья Федоровна, жена Павла Первого, переживает за императора Николая, не желая ему участи покойного мужа.

Автор стихотворных текстов, Алина Байбанова, сотрудничала с профессором-декабристоведом Оксаной Киянской. И — вдохновлялась замечательной музыкой композитора Евгения Загота. По словам Алины, ей легче всего давался Каховский, нравилось писать Пестеля и Натали Рылееву. Композитор Евгений Загот поведал, что постановка сделана по всем канонам мюзикла, более того, по форме это почти опера. Если бы не микрофоны, оркестр и — жесткий тайминг: первый акт — час, второй — 55 минут. Все жестко, плотно, ярко. Чтобы история соответствовала своему времени, в ней есть вальсы, марши и то, что условно можно назвать романсом.

По признанию Евгения Загота, он использовал широкую палитру музыкальных приемов, характерных уже для века двадцатого. Так что музыка в «Декабристах» звучит вполне современно, но без R-n-B. Хотя… Есть один «стилевой клэш» — ария Софи, самой «стильной» из героинь. Здесь композитор попытался представить, как модная музыка звучала бы тогда, в первой четверти XIX века.

Рассказывая о работе над мюзиклом, Кирилл Стрежнев процитировал Немировича-Данченко, утверждавшего, что спектакль нужно делать два года, но — за две недели. У Свердловской музкомедии получилось: три года, но — за шесть недель. По словам создателей, это — бродвейский стандарт для постановки спектакля. На репетиции и режиссер и актеры приходили, что называется, готовыми. Работа шла при невероятной заинтересованности всех ее участников. Директор театра Михаил Сафронов рассказал, как на его глазах скепсис некоторых артистов сменялся увлеченностью и — вовлеченностью в тему и процесс. Сейчас работа над спектаклем продолжается: появились искусно сделанные декорации, артисты только начинают работать с оркестром и — привыкать к костюмам. Результат мы сможем увидеть совсем скоро, и, кажется, он будет впечатляющим.

Впрочем, режиссер Кирилл Стрежнев утверждает, что будет счастлив, если зритель, выйдя из зала, возмутится: в реальности все было не так! И пойдет в библиотеку либо нырнет в Интернет, пытаясь докопаться до правды. Возбудить общественный интерес — это тоже важно.