Анастасия Торина
ЕВГЕНИЙ ЗАГОТ: «НАШ ОРКЕСТР НИЧЕМ НЕ ХУЖЕ БРОДВЕЙСКОГО»
Скоро год как в Московском Дворце молодежи идет мюзикл MAMMA MIA!, в котором звучат песни знаменитой шведской группы АВВА. В антракте спектакля я стала невольным свидетелем диалога двух молодых зрителей. «Разве не слышишь», — уверял один, — «Они под "фанеру" играют». «Нет», — горячо доказывал другой. — «Вот, как действие начнется, ты назад обернись, и увидишь дирижера в телевизоре». Я решила последовать совету, обернулась и увидела темпераментного брюнета, который не только дирижировал оркестром, но и... подпевал за артистами. О русской версии популярного мюзикла мы беседуем с музыкальным руководителем постановки MAMMA MIA! Евгением Заготом — талантливым музыкантом и композитором.
— Давай начнем с видеокамеры. Во-первых, она тебе не мешает? А во-вторых, зачем она?
— Нет, не мешает. Я к ней привык и совершенно ее не стесняюсь. Ведь артисты могут начать петь, стоя спиной к сцене. Или так, что дирижера им будет просто не видно. Поэтому мониторы висят не только в зале, но и в кулисах. Актеры работают «по руке» дирижера.
— То есть, всё-таки живьем, а не «под фанеру»?
— Только живьём — и девять музыкантов в оркестровой яме, и почти тридцать артистов на сцене. Иначе и быть не может. Каждый вечер, а по выходным — дважды. Со дня премьеры сыграли уже около четырехсот спектаклей.
— Но ведь премьера была только прошлой осенью?
— Совершенно верно. В Лондоне спектакль идет уже восемь лет, на Бродвее — шесть, а в Москве мы готовимся отметить первую годовщину. Для нас это очень серьезная дата.
— А где еще идет спектакль?
— Только в США каждый вечер идет три спектакля — в Нью-Йорке, в Лас-Вегасе и гастрольная версия ездит по стране. Мюзикл идет в Германии, в Испании, в Южной Корее и на родине группы АВВА, в Швеции. Есть еще гастрольная труппа, которая ездит по всему миру — от ЮАР до Китая. Что-то забыл наверняка...
— Ты видел постановки MAMMA MIA! где-нибудь еще кроме Москвы? Можешь сравнить свой спектакль с западными версиями?
— Да, когда меня утверждали музыкальным руководителем постановки, я летал в Нью-Йорк и смотрел спектакль три раза: из зрительного зала, из оркестровой ямы, и с пульта звукорежиссера. Сегодня мне кажется, что уровень московской постановки, культура исполнения гораздо выше, чем в Нью-Йорке.
— А как ты вообще оказался за дирижерским пультом московской MAMMA MIA?
— По образованию я композитор, окончил Московскую консерваторию. Сотрудничал с замечательными эстрадными исполнителями — с Хором Турецкого, Юлианом, Алексеем Гоманом, Сашей Панайотовым и др. Как музыканта и композитора жанр мюзикла интересует меня давно. Некоторое время назад я участвовал в проекте We Will Rock You. Потом пришел на кастинг MAMMA MIA! и неожиданно получил предложение стать музыкальным руководителем московской постановки. Предложение было очень лестным. От многих других планов и проектов пришлось отказаться. В августе прошлого года мы начали репетировать, а в октябре состоялась премьера.
— То есть, коллективу удалось выучить партитуру всего лишь за месяц?
— К концу третьей недели репетиций я знал практически всю партитуру наизусть. А работали мы с труппой и оркестром почти два месяца, то есть все время до первого спектакля. За год работы в мюзикле я провел около трехсот спектаклей. Теперь я могу сказать, что знаю наизусть не только музыкальную партитуру, но и весь текст спектакля.